Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка

Результаты экспериментов, которые проводились на животных, показывают, что под звуки классической музыки куры несут больше яиц, а у коров увеличивается удой. Домашние растения при регулярном «прослушивании» классики лучше растут, быстрее укореняются, чаще цветут. А какое влияние оказывает музыка на физическое развитие и здоровье ребенка?

Еще пятнадцать лет назад выяснилось, что классическая музыка положительно влияет на состояние здоровья недоношенных детей и тех, кто во время внутриутробного развития испытывал кислородное голодание.

Под красивые мелодичные звуки они лучше адаптируются к окружающей среде, быстрее набирают вес, лучше справляются с неврологическими нарушениями. Эти данные были получены в исследованиях Института педиатрии при Российской академии наук.

Кстати, если говорить о физиологии, стоит вспомнить эксперимент японских ученых, проведенный среди кормящих мам, который показал, что музыка влияет на лактацию не только млекопитающих, но и человека.

У группы женщин после прослушивания классических произведений в течение двух недель лактация увеличилась на 20%, а вот у тех, кто слушал поп-музыку, количество молока уменьшилось.

Эта информация будет полезна тем мамам, которые хотят перейти на смешанное вскармливание из-за нехватки молока.

Веселая и быстрая музыка приводит мышцы в тонус, улучшает аппетит, создает радостное настроение, повышает иммунитет, активизирует работу мозга.

Такую музыку лучше включать ребенку утром и в первой половине дня, делать под нее зарядку или заниматься домашними делами.

В то же время спокойная музыка, которая проигрывается в медленном темпе, снимает нервное напряжение, снижает артериальное давление, расслабляет. Ее лучше слушать вечером, перед сном, во время массажа или когда ребенок приболел.

Конечно, музыку можно не только слушать, но и исполнять. Пение, например, регулирует дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, улучшает дикцию и формирует правильную осанку, ведь петь, сгорбившись, невозможно. По сути, пение – это отличная дыхательная гимнастика.

В начале 1990-х годов проводилось много исследований, посвященных влиянию классических музыкальных произведений на развитие интеллекта. Появился термин – «эффект Моцарта», поскольку выяснилось, что музыка именно этого композитора значительно повышает интеллектуальные возможности человека.

Альфред Томатис доктор медицины, отоларинголог и изобретатель так охарактеризовал музыку композитора: «Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов».

Это объясняется тем, что частота смены ритма классической музыки совпадает с биоритмами нашей нервной системы, поэтому при ее прослушивании кора головного мозга активизируется. «А музыка Моцарта мобилизует все природные способности мозга человека», – считает Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США. Это подтверждается его исследованиями, проведенными в Калифорнийском университете.

Сканирование головного мозга с помощью магнитного резонатора (MRI) показало, что любая музыка, даже классическая, активизирует участок мозга, отвечающего за слух и, иногда, за эмоции.

При прослушивании музыки Моцарта на МРТ у испытуемых начинала «светиться» буквально вся кора головного мозга, в том числе, отвечающая за координацию движений, пространственное мышление, зрение и высшие процессы сознания.

Чем младше ребенок, тем сильнее на него оказывает влияние музыка Моцарта.

Композиции вроде До мажор Соната Рондо-Andante, Rondo in C Major, До мажор Соната Рондо-Allegro или LARGHETTO (Piano Concerto No26) помогают успокоиться плачущему новорожденному крохе, облегчает симптомы болезни, являются отличными колыбельными.

Детки постарше – активно играют, обучаются и лучше запоминают под музыку Cotillon, Allegro, Divertimento in B Flat, K. 15gg; Mozart-Piano Sonata no. 11 in A, K. 331, Mov. 3 (Turkish March); Eine Kleine Nachtmusik — 1st movement, Piano Sonata No.

16 или Allegretto con Variation IV Clarinet Quintet.

Ирина, мама 6-месячной Полины: «Я начала включать дочке Моцарта, когда у нее начались сильные колики, примерно в 1,5 месяца. Эффект был потрясающий.

Плачущая Полинка вдруг широко открыла глазки, слезки высохли и на протяжении всего прослушивания Турецкого Марша она даже не шевельнулась.

Потом мы ввели в «ночной ритуал» кроме купания перед сном прослушивание колыбельных Моцарта. Сейчас она спит не просыпаясь всю ночь».

Головной мозг в первые пять лет жизни ребенка развивается огромными темпами, впитывая всю окружающую информацию. Занимаясь со своим ребенком, обеспечивая разнообразие стимулов, родители закладывают фундамент будущей личности.

Великий математик Лейбниц говорил: «Музыка — это арифметическое упражнение души».

Влияние музыки:

  • Способствует формированию нейронных связей, а именно от их количества зависят все умственные способности. Прослушивание музыки стимулирует сообщение между правым и левым полушариями мозга, его различными отделами, ускоряет обработку информации.
  • Помогает в изучении точных наук, стимулирует развитие математических способностей. В древней Греции музыка считалась, собственно, частью математической науки. Все дело здесь в ритме и скорости музыки, эти параметры помогают ребенку научиться ориентироваться во времени, точнее оценивать различные временные отрезки.
  • Стимулирует развитие речи. Это влияние осуществляется двумя путями. Первый, непосредственный, — это пение. Подпевая любимым песням, ребенок тренирует артикуляцию и восприятие речи на слух, причем делает это с большим удовольствием, без принуждения. Известно много случаев, когда регулярное пение помогало избавиться от заикания и других дефектов речи. Второй путь — опосредованный. Звуки музыки стимулируют образование нейронных связей в участках мозга, которые отвечают за распознавание и построение речи.
  • Улучшает концентрацию внимания и кратковременную память, что положительно сказывается на любых занятиях. Кроме того, положительные эмоции, которые вызывает музыка, мотивируют и стимулируют ребенка, то есть он охотнее выполняет задания взрослого.
  • Активизирует развитие творческих способностей, причем даже тех, которые не связаны напрямую с музыкой. Прослушивание Эмоционально «богатой» музыки — классической, эстрадно-джазовых композиций пробуждает фантазию ребенка. Он начинает представлять чувства тех, кто написал мелодию, пытается понять, о чем она. Таким образом, музыка дает толчок к развитию образного и абстрактного мышления. Нередко дети после прослушивания музыки, которая впечатлила их и очень понравилась, пытаются изобразить на бумаге сюжет песни или настроение, которое вызвала мелодия.
  • Приобщает к миру музыкального искусства, обеспечивая эстетическое развитие ребенка. Занятия в детском саду, уроки музыки в школе ставят эстетическое развитие своей целью, однако ведущую роль здесь также играют родители. Ребенок перенимает у взрослых их музыкальные предпочтения, как и все остальные.

Малыш, который с дошкольного возраста посещает музыкальную школу, хор или танцевальную студию, детские музыкальные постановки в театре или концерты в филармонии, имеет гораздо больше возможностей для развития, чем тот, чье музыкальное образование заканчивается песенкой «Бип-бип твой сигналит джип».

Влияние музыки на развитие личности ребенка трудно переоценить, но особое воздействие этот вид искусства оказывает все же на эмоциональную сферу.

Минорные тональности вызывают у нас грусть. Пульсирующий быстрый ритм возбуждает и даже приводит к всплеску агрессии (вспомните атмосферу рок-концертов). Мягкие и гармоничные созвучия успокаивают.

Однообразные звуки вводят в гипнотическое состояние. Это влияние на эмоции нашло свое отражение в музыкотерапии, которая сейчас весьма активно применяется и с целью коррекции поведения у детей.

  • Беспокойным и возбудимым детям, для которых характерны проблемы со сном и аппетитом, нервные тики полезны спокойные медленные мелодии в темпе «анданте» и «адажио».
  • Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), минимальной мозговой дисфункцией тоже зачастую трудно расслабиться, успокоиться. Этому помогут произведения Гайдна, например, «Сотворение мира». Произведения Моцарта улучшат концентрацию внимания и облегчат запоминание.
  • Агрессию помогает снять «Хор пилигримов» из оперы Вагнера «Тангейзер». Кстати, эта музыка близка к церковному хоровому пению, которое тоже рекомендуется к прослушиванию с этой целью.
  • Тревожным и неуверенным детям, которые боятся посторонних и трудно привыкают к смене обстановки, помогут танцевальные мелодии в среднем и быстром темпе (вальс, мазурка).

Хороший жизненный пример влияния музыки на развитие личности ребенка показывает талантливый педагог С. Я. Стангрит, работающий в городе Петрозаводске. Он создал центр музыкальной терапии и логопедии, в котором занимаются как дети с ограниченными возможностями (ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна), так и здоровые, а с ними и взрослые (семейный ансамбль).

В этом центре дети играют на национальном карельском струнном инструменте — кантеле. При этом им не требуется специальная подготовка или обучение нотной грамоте. Дети начинают играть сразу, перенимая приемы игры непосредственно во время занятия, импровизируя.

В работе используются и другие музыкальные инструменты: фортепиано, барабан, трещотки и т. д. Результаты работы впечатляют.

Дети с серьезными проблемами здоровья избавляются от страхов, комплексов, обретают уверенность в себе, становятся более общительными и контактными.

Благодаря «живой» музыке и личному участию в ее создании дети развивают слух и чувство ритма, творческие способности и фантазию, находят возможности для самовыражения.

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/vlijanie-muzyki-na-razvitie-rebenka

Статья по теме: Влияние музыки на развитие ребёнка

Влияние музыки на развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка действительно значимо. Музыка — источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Поэтому и на музыку они реагируют по-особому, более открыто и непосредственно.

Если включать маленькому ребенку классические произведения Баха, Бетховена и, например, Моцарта, он очень быстро научится их различать и уже скоро попросит Вас больше не включать Баха.

Это совершенно естественно, так как данный композитор прожил нелегкую судьбу, и большинство его произведений это очень ярко отражает. Взрослые оценивают музыку по-другому, с точки зрения сложности и неожиданных решений, но дети просто способы ощущать чувства композитора. И это прекрасно.

Поэтому родители должны знакомить малыша с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нем непосредственность восприятия, чувственность и открытость. 

Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное.

Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах.

Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.

Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях.

А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов.

Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности. 

Читайте также:  Как быстро отучить ребенка грызть ногти? психолог марина романенко

Влияние музыки на здоровье детей

Влияние музыки на здоровье детей, также имеет место быть. Музыка способна непосредственно влиять на наш организм. Например, нервная система человека и мышцы способны усваивать ритм.

Как часто мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. А вот если включить спокойную и мелодичную музыку, биение сердца замедляется, дыхание становится более глубоким, а мозг успокаивается.

Такое физиологическое влияние музыки на организм способно обеспечить усиление концентрации человека, повышение внимания и сосредоточенность. 

Также классическая музыка способна восстанавливать рефлексы у новорожденного. Поэтому врачи рекомендуют беременным слушать произведения Моцарта по несколько часов в день, а также включать классическую музыку в комнате ребенка в первые месяцы его жизни. 

Кроме того, музыку используют для лечения заикания у детей, ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. А если, например,  грудной ребенок постоянно слушает музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как музыка сама стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность и как бы побуждая к общению.

Влияние музыки на психику ребенка

Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.

Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности.

Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии. 

Психолог подбирает для ребенка именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если родители хотят заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, они вполне могут ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять.

Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играется со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он носится по комнате, включите классическую симфонию, и он немного успокоится.

А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность всех членов семьи. Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь.

Мамина колыбельная без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша, но она также улучшает лактацию и у самой мамы. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни. Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер крохи, чтобы музыкальные произведения приносили Вам и малышу только положительные эмоции.

И тогда музыка станет гармоничной частью Вашей жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями. 

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/19/vliyanie-muzyki-na-razvitie-rebyonka

Влияние музыки на развитие ребенка

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка.

Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

«Магическое» действие музыки на детей

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе.

Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения.

Как же конкретно проявляется влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение — музыка развивает пространственное восприятие.

Какую музыку можно включать детям?

Любой музыкант скажет, что развивать музыкальный слух у ребенка нужно с помощью правильной музыки. От выбора музыкального материала зависит и направление развития личности малыша. Экспериментировать с некоторыми стилям и жанрами не стоит — никакой полезности от них ожидать не приходится. Другие же направления влияют на ребенка благотворно.

Не стоит включать малышу:

Шумную и слишком громкую музыку. Чувствительные детские ушки очень остро реагируют на хаотичный хаус, агрессивный хэви-метал, жесткий гаражный рок и т. д.

Такая музыка может вызвать у самых юных меломанов слезы и истерику, а у детей постарше — агрессию и переизбыток энергии.

Психологи и вовсе не советуют взрослым включать своим малышам песни, в которых превалируют ударные инструменты.

Песни с нецензурной лексикой. Тексты многих композиций содержат слова, которые даже взрослые стараются не употреблять в своей речи. Дети же скромностью не отличаются, поэтому повторить нецензурное выражение могут с совершенно невозмутимым лицом. Отучать их от дурной привычки будет очень сложно.

Затянутые и слишком медленные композиции. Спокойная и легкая музыка — это хорошо, но в меру. Не стоит целыми днями крутить лирические баллады, нагоняющие тоску. Возможно, они нравятся взрослым, но детям все же необходима более динамичная и бодрящая музыка.

Ученые в попытках определить, как музыка влияет на развитие личности ребенка, пришли к следующим выводам:

  • Сеансы детской музыкотерапии следует проводить 2−3 раза в день по 20−30 минут каждый. Продолжительность можно увеличить, если малыш расположен к прослушиванию музыки.
  • Расслабляющие композиции ребенку лучше слушать после кормления, а динамичные и веселые — до.
  • Не нужно включать музыку громко — достаточно громкости спокойной разговорной речи.
  • Репертуар может быть широким и включать в себя детские, эстрадные, джазовые, народные песни и т. д.
  • Ребенка нужно обязательно приобщать к классической музыке — она является лучшим средством для музыкотерапии. Однако и здесь есть свои нюансы, которые необходимо учитывать при проведении «сеансов». Например, составлять репертуар исключительно из классики нельзя — важно соблюдать баланс между разными музыкальными направлениями.

Влияние классической музыки на детей

Любовью к классической музыке могут похвастаться далеко не все взрослые. Большинству она кажется слишком скучной и сложной для ежедневного прослушивания. Однако детские психологи уверяют, что влияние классической музыки на психику детей колоссально.

Конечно, все очень индивидуально. Некоторые малыши, услышав звуки оркестра, закатывают истерику, другие — заряжаются энергией или, наоборот, полностью успокаиваются.

Реакция детей зависит непосредственно от темперамента, и для каждого нужно составлять индивидуальную музыкальную программу.

Польза классической музыки для детей всех возрастов доказана научно. Регулярное прослушивание Моцарта, Баха, Шопена и других «золотых» композиторов заметно развивает творческие, умственные и коммуникативные способности ребенка.

Существует даже так называемый «Эффект Моцарта», выведенный французским оториноларингологом А. Томатисом. Сводится он к тому, что дети, слушающие произведения В. А.

Моцарта, демонстрируют более динамичное развитие мышления, чем их сверстники, не слушающие музыку этого композитора. Доктор объясняет такое явление особым тональным звуковым рядом, характерным для произведений Вольфганга Амадея.

Конечно, о стопроцентном проявлении эффекта говорить еще рано, однако факт остается фактом — классическая музыка определенно содействует более активному умственному и творческому развитию детей.

Детские песни

Большую роль в становлении личности ребенка играют песни, написанные специально для юных меломанов. Как правило, это незамысловатые композиции с легко запоминающимся текстом, которые учитывают важность детского творчества и развития воображения.

Слушая такие песни, малыш включается в процесс познания огромного мира музыки, включает фантазию и рисует различные образы. Очень часто родители даже совмещают детские сеансы музыкотерапии с занятиями по рисованию.

Ребенок может выражать свои эмоции и мысли при прослушивании песен на бумаге с помощью красок.

Большой интерес у малышей вызывают аналоги взрослых мюзиклов — музыкальные сказки. Это могут быть как аудиозаписи, так и музыкальные мультфильмы, которые сегодня широко представлены в мировой киноколлекции.

В легкой и доступной форме они повествуют о простых человеческих ценностях и жизненных мудростях, воспитывают в детях смелость, уважение к близким, справедливость и доброту.

Малыши быстро запоминают песни из сказок, что способствует развитию памяти и речи.

Таким образом, музыка во многом помогает родителям в вопросах детского воспитания. К тому же, если начинать музыкотерапию в раннем возрасте, у ребенка обязательно проявятся творческие способности. И тогда перед родителями будут стоять уже другие вопросы, например, как выбрать музыкальный инструмент или научить малыша рисовать.

Источник: https://www.rastishka.ru/parent/statya/vliianiie-muzyki-na-razvitiie-riebienka

Влияние музыки на развитие детей. Советы психолога

Я работаю с детьми раннего возраста в русской школе за границей. Родители задают множество вопросов о развитии детей. Среди них очень много вопросов о музыке. Когда можно обучать ребенка музыке? С чего начать? Мой ребенок не поет. Что делать? Разбираемся вместе.

Случай на концерте симфонической музыки

Недавно я столкнулась со следующей ситуацией. Я живу в Испании. В нашем городе часто проходят концерты симфонической музыки, духовых оркестров. Практически еженедельно. Вход свободный. Артисты — студенты и преподаватели музыкальных школ и консерваторий.

Некоторые родители приводят с собой детей, иногда грудных. Два часа громкой музыки духового оркестра дети не выдерживают. Пугаются и плачут маленькие. Вертятся, шалят, лазят по лестницам дети постарше.

Я сидела рядом с такой семьей. Папа, мама и ребенок 4 лет. Конечно, ему было неинтересно, он устал, музыка гремела, и он стал развлекаться как мог. Ерзал, разговаривал, упирался ногами во впереди стоящее кресло.

Люди оглядывались, шикали. Родители сердились, одергивали ребенка. В конце концов отец поддал ребенку по попе и по ногам. Ребенок заплакал.

Нужна ли ребенку серьезная классическая музыка?

Казалось бы, родители делают это с самыми добрыми побуждениями. Вроде как культуру прививают и любовь к прекрасному. При этом совершенно не учитывается, что внимание ребенка еще очень неустойчиво.

Сильные эмоции, громкие звуки, скорее, способны навредить психике малыша, а длительное пребывание в неподвижном положении просто невыносимо.

С какой музыки нужно начинать воспитание ребенка

Музыка сопровождает человека всю жизнь. Мамам еще на этапе беременности психологи советуют слушать классическую музыку. Считается, что это благоприятно действует на развитие малыша.

С рождения детям поют колыбельные песни, потешки, прибаутки. Они помогают организовать режимные моменты: умывание, одевание, укладывание спать. «Малый фольклор» помогает детям в адаптационный период войти в новый мир детского сада.

Потешка помогает воспитателю установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Почти все стишки и потешки можно петь, используя любой мотив, который нравится детям.

Совместное пение

Пение простых детских песенок вместе с детьми создает у них радостный и спокойный настрой. Исполнение же этих песенок с незамысловатыми, казалось бы, текстами способствует развитию речи и звукопроизношения.

Кроме того, пение устанавливает контакт между детьми и их родителями. Развивается эстетический вкус. Пение способствует развитию музыкального слуха — если речь идет о зрительных и звуковых детях.

Движения под музыку. Музыкальные игры

Очень важно движение под музыку. Оно дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимает нервное напряжение, создает радостное настроение. Для малышей очень полезно танцевать в коллективе.

Ребенок учится ориентироваться в пространстве. Бегать, не наталкиваясь на других детей, танцевать синхронно с ними. Обычно танцы очень просты: ребенок может кружиться один, в паре, в хороводе. Показывать, как «прыгает зайчик», «летают птички», «ездит машина», «танцует кукла», «топает мишка».

Так же танцы развивают координацию движений, способность согласовывать движения со словами песни или потешки.

Плавные хороводы с пением русских народных песен особенно хорошо успокаивают, гармонизируют и сплачивают детей.

Читайте также:  Лечим кашель у грудного ребенка народными средствами

Восприятие особенностей музыкального звучания

Важно, чтобы при прослушивании музыки дети не только знакомились с настроением мелодии, определяя ее бодрой, веселой, грустной, ласковой, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания: высоту, тембр, силу звука, длительность звука.

В процессе несложных игр с музыкальными инструментами дети многому научаются. Стуча по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных инструментов и научаются отличать их на слух. Барабан, колокольчик, дудочки, свистульки, погремушки с мелодичным звучанием, деревянные ложки, различные по тембру.

Что предлагается прослушивать детям

Существует большое количество классической музыки, написанной специально для детей. Это песни, марши, вальсы, танцы, музыкальные картинки.

Это «Детский альбом», «Щелкунчик», «Времена года» Чайковского. Это «Картинки с выставки» Мусоргского, «Детские сцены» Шуберта, «Детский альбом» Дебюсси, «Карнавал животных» Сен-Санса, вальсы Штрауса, «Времена года» Вивальди.

Уже в 3-4 года дети могут слушать и понимать такие произведения из «Детского альбома» Чайковского, как «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков». Дети учатся отличать марш от вальса, веселую музыку от грустной, громкую от тихой. Далее могут определять, сколько частей в произведении.

Музыкальный слух

Музыкальный слух — это не только врожденное качество, но и натренированное. Самое главное — вовремя определить желание ребенка заниматься музыкой, его врожденную склонность к музицированию.

Важно следить за реакцией малыша на музыку. Ребенок внимательно слушает мелодию, танцует под музыку, проявляет интерес или яркое эмоциональное отношение.

Индивидуальные различия восприятия музыки детьми с разными векторами

Системно-векторная психология Юрия Бурлана отмечает, что в Советском Союзе почти все дети со зрительным и звуковым векторами посещали музыкальную школу или школу искусств. И хотя не все дети вырастали музыкантами, для их психического, умственного, эмоционального развития это было очень полезно.

Но если у ребенка нет ни слуха, ни желания заниматься музыкой, то не стоит тащить малыша в музыкальную школу вслед за соседским ребенком-звуковичком. Ориентир — желание ребенка и своевременное выявление этого желания родителями!

Будущие балерины и спортсмены

Ребенку с кожным вектором больше понравится музыка яркая, энергичная, танцевальная. Из классики это марши, вальсы, польки. Такой ребенок часто неусидчив, подвижен, активен, любит во всем быть первым.

Мелодичная музыка поможет успокоить возбужденного, нервного ребенка, поможет ему расслабиться. Музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей.

Если у кожного ребенка есть еще и зрительный вектор, то в будущем он может стать танцором. Заниматься балетом, бальными танцами или фигурным катанием.

Также при наличии зрительного вектора ребенку из музыкальных инструментов подойдут больше струнные, а именно — гитара. Если у ребенка с кожным вектором есть еще звуковой, то тогда его больше заинтересуют ударные инструменты или скрипка.

Если же ребенок не обладает ни одним из перечисленных верхних векторов, то стоит воздержаться от того, чтобы отдавать его в музыкальную школу, а выбрать подходящий его интересам кружок.

Эмоциональные дети. Романтики

Зрительный ребенок очень эмоциональный, тонко чувствующий. Ему понравятся музыкальные спектакли, музыкальные сказки, детские оперы, музыкальные мультфильмы. Спектакли можно не только посещать, но и участвовать в них.

Музыка способствует развитию образного мышления и развитию эмпатических способностей детей. Например, в музыкальной картинке «Болезнь куклы» мы сочувствуем ей, жалеем ее. А в следующей картинке «Выздоровление куклы» мы представляем, как она рада, радуемся вместе с ней, и музыка тоже звучит радостно.

Зрительные дети могут стать артистами, эстрадными певцами. Они с детства любят выступать на сцене. Любят много внимания и аплодисменты.

Из инструментов они могут выбрать пианино, гитару, более «романтичные» музыкальные инструменты. Но предпочитают не играть, а танцевать или петь.

Также музыка может служить профилактикой эмоциональной нестабильности. Помогает выразить чувства, снимает страхи, фобии или любые другие переживания, которые ребенок испытывает.

Желающие быть лучшими во всем

Ребенка с анальным вектором, при наличии еще звукового вектора, можно обучать игре на клавишных музыкальных инструментах. Эти дети усидчивы, настойчивы. Любят доводить дело до конца. Желают быть лучшими. А главное, у них отличная память, в том числе и музыкальная.

Дети с анальным вектором часто бывают застенчивыми, нерешительными, необщительными. Музыка помогает им укрепить отношения с людьми. Повышает уверенность в себе, благодаря реализации в обществе.

Любители тишины. Музыкальные дети

Детям со звуковым вектором нужна классическая музыка. Фоном для прослушивания музыки должна быть абсолютная тишина. Музыка помогает звуковичкам развить свой интеллект и, как следствие, коммуникативные и творческие способности.

Дети со звуковым вектором обычно любят тишину, одиночество. Нужно оберегать их от шума, криков, оглушающей музыки. Тишина помогает им сосредоточиться на важном. Они часто бывают как бы погружены в себя. Задумываются о мировых проблемах, о космосе и даже о Боге. Они могут начать сочинять музыку и стать композиторами.

Хорошо бы всех детей со звуковым вектором отправлять учиться в музыкальную школу. Для них иногда занятие музыкой — это вопрос жизни. Первостепенная жизненная задача звуковика — познание себя. А занятие музыкой — это выход внутренних исканий наружу.

Эффективное музыкальное воспитание и не только

Вы можете эффективно использовать музыку, чтобы помочь своему ребенку гармонично развиваться, чувствовать себя защищенным, жить радостно и с наслаждением. Для этого просто нужно знать векторальные особенности своего малыша и учитывать их при подборе музыкального сопровождения его взросления.

Если вы хотите узнать больше о правильном воспитании вашего ребенка, в том числе и музыкальном, посетите бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь.

Источник: http://svp.expert/pedagogika/vliyanie-muzyki-na-razvitie-detej-sovety-psixologa/

Влияние музыки на развитие ребенка

В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю.

Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное. И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно.

При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня, к примеру, мартовских котов… Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание.

Раньше в каждой дворянской семье детей обучали танцам, верховой езде, искусству каллиграфии, иностранным языкам, фехтованию, игре на музыкальных инструментах и пению. Широко известны сочинения, написанные не профессиональными композиторами, а хорошо образованными людьми, как, например, русским дипломатом А. С.

Грибоедовым, который помимо дипломатической и писательской деятельности сочинил ряд прекрасных музыкальных произведений. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей… Те, которые не поступали в школу , посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского.

Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Музыка и личность

Мамы и папы, а после ТРЁХ лет уже ПОЗДНО!

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать.

А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает.

Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Ребёнок идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но перед тем как он закроет (но не навсегда!) крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что именно музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Или же ребёнок внезапно решил забросить занятия музыкой начал писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от той ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор…» Рассказывает учительница музыки. Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

Мобильный телефон влияет на здоровье человека

Правописание и музыка

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями.

Овладению грамотным письмом могут мешать: — Нарушение пространственного восприятия. По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая.

Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука.

Ваши дети-не дети вам…

Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу».

Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме. — Кинетические и динамические нарушения организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед.

Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев? — Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой. Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу.

Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет.

Читайте также:  Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы.

Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук. Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства.

Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему.

Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму.

Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Вести ребенка за руку

Математика и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь.

Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Влияние изменения климата на водные ресурсы в Центральной Азии

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств… История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.

Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке… Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и о науке, и о живописи, и о музыке.

Во-вторых, чаще всего после окончания получения начального музыкального образования, решение принимается самостоятельно и как правило без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка.

О влиянии музыки на человека можно говорить бесконечно…

Источник

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или в Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста,

Источник: http://ecology.md/page/vlijanie-muzyki-na-razvitie-rebenka

Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного возраста

Музыка успокаивает, музыка лечит,

музыка поднимает настроение…

Обучая детей музыке, мы укрепляем их здоровье.

«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности», – писал В. А.

 Сухомлинский. Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах.

Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов. А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии».

Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность.

В XX веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека. Так, русский физиолог И.Р.

Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие человеку радость, благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, расширяют сосуды и нормализуют артериальное давление, в то время как раздражающая музыка вызывает противоположный эффект. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока.

По данным английского ученого Л. Демлинга, такое воздействие оказывают симфонические произведения. Он обнаружил, в частности, что прослушивание произведений Моцарта и Бетховена помогает быстрому заживлению язвы желудка. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка.

Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев, который первым занялся изучением этого вопроса.

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка. Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Музыка и здоровье – эти понятия близки друг другу. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

В чем же заключается актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности ДОУ:

– Высокий уровень заболеваемости детей.

– Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.

– Отсутствие единого целостного подхода в оздоровительной работе среди специалистов ДОУ.

– Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

В лечебных целях слушание музыки применяют с давних времён. Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения.

Действенной формой оздоровления является релаксация, которая необходима и эффективна на музыкальных занятиях, она помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала.

Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.

Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.

Основные составляющие музыки и их влияние на организм человека:

МЕЛОДИЯ пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет практически на все жизненные функции, в особенности на нервную систему, дыхание и кровообращение.

РИТМ оказывает прямое воздействие на человека – и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца.

ГАРМОНИЯ производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.

ТЕМБР – окраска звука в музыке. Композитор, искусно сочетая различные инструменты в оркестре, может довести до исступления огромную аудиторию.

В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Исследование С.В. Шушарджана свидетельствует, что музыка может способствовать более быстрому излечению от многих болезней.

Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни.

Одна из возможностей, которая может быть использована для достижения этой цели – общение с детьми в музыкальных кружках.

Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Утром встречают детей, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем.

Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего детства и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Ритмопластика – развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей.

На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/85/10/vliyanie-muzyki-na-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию