Воспитание ребенка в тибетских традициях

Тибетский метод воспитания детей

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды — покажет время.

Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью.

На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность.

Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги.

Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения.

В этом возрасте у детей стремительно развиваются интеллектуальные способности и мышление, поэтому их как можно сильнее следует нагружать.

Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел.

Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет

По достижению ребенком 10-летнего возраста с ним нужно начинать общаться «на равных», то есть больше советоваться по всем вопросам, обсуждать любые действия, поступки.

Если вы хотите навязать подростку какую-то свою идею, то следует делать это методом «бархатных перчаток»: подсказками, советами, но ни в коем случае не навязыванием. В этот период очень бурно развивается самостоятельность и независимость мышления.

Если вам что-то не нравится в поведении или поступках ребенка, то старайтесь указывать на это косвенно, избегая запретов. Не пытайтесь опекать ребенка. Потому как это можетпривести к тому, что он будут слишком зависим от своего окружения (не всегда хорошего) в будущем.

Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Источник: https://womanadvice.ru/tibetskiy-metod-vospitaniya-detey

Как воспитать ребенка в тибетских традициях? Основные правила и народная мудрость

В тибетских традициях воспитания подрастающего поколения кроется истинная мудрость веков. Сегодня мы расскажем о том, какие правила и методики используют мамы и папы на Тибете, чтобы вырастить заботливого, самодостаточного ребенка, не склонного к агрессии и относящегося с огромным уважением и любовью к родителям и другим взрослым.

Возможно, познакомившись с тибетской педагогикой, вы захотите взять некоторые ее методы на вооружение.

Для жителей Европы восточный человек часто ассоциируется с терпением, житейской мудростью, а восточные страны манят своей загадочностью и экзотикой. И действительно, воспитание детей в Тибете значительно отличается от тех подходов, которые используем мы.

Главное правило традиционного тибетского воспитания – детей категорически нельзя унижать и применять телесные наказания.

Тибетцы считают, что единственная причина порки и оплеух со стороны родителей – это беззащитность ребенка и его не умение дать сдачи.

Тибетские традиции: воспитываем малыша по-восточному

В данном методе воспитания всё детство (включая юношество) принято делить на своеобразные «пятилетки» – пятилетние этапы развития:

  • от рождения до пятилетнего возраста;
  • от пяти до 10 лет;
  • от 10-летнего возраста до 15 лет;
  • от 15 и старше.

Давайте рассмотрим, чем отличаются особенности воспитания в каждом из этих возрастных периодов.

Первая пятилетка – до пяти лет

На этом этапе малыши чувствуют себя настоящими хозяевами или даже «царями».

Родители стараются ничего не запрещать, а просто переключают детское внимание на другой объект. Это делается с целью не нарушить свойственную этому возрасту познавательную активность.

https://www.youtube.com/watch?v=hoecvV6wAZ8

Если ребенок превращает игру в шалость, мама не станет кричать «нельзя» и ругаться, а мимикой покажет, что так поступать не стоит. Испуганные окрики допустимы лишь в случае реальной угрозы для жизни, да и то интонация будет скорее предупреждающей, а не запрещающей.

Дети прекрасно понимают язык жестов, но рассуждать логически пока не умеют. Вот почему наказания, по мнению тибетцев, неэффективны. В этом возрасте у малышей формируются такие немаловажные черты характера, как:

  • любознательность;
  • открытость новому;
  • интерес;
  • желание сотрудничать с взрослыми.

Вторая пятилетка – от пяти до 10 лет

Тибетские традиции воспитания противопоставляют этот возрастной этап первому. К подросшему ребенку родители начинают относиться, словно к «рабу». Перед ним ставят серьезные задачи, требуют их беспрекословного выполнения, заставляют учиться.

За проявленное непослушание немедленно следует наказание, выраженное, как правило, через неодобрение или выговор. Как мы уж говорили, тибетские родители избегают применять физическую силу по отношению к своим чадам.

С помощью подобных воспитательных методов у детей закладываются:

  • особое почтение к старшему поколению;
  • доверие к авторитетным взрослым;
  • чувство справедливости.

Третья пятилетка – от 10 до 15 лет

Сейчас необходимо относиться к ребенку, как к равной и значимой личности, которая имеет право на самостоятельный выбор. И все же, в семьях устанавливается определенная грань, которая показывает, что родители умнее, у них больше опыта.

Тибетцы советуют больше разговаривать с детьми, принимать совместные решения, стараться стать для подростков настоящим другом.

Позвольте ребенку принимать решение, но если оно заведомо неверное, попробуйте озвучить возможные отрицательные последствия. Такая позиция подтолкнет подростка к правильному выбору.

Подобная «свобода слова» формирует у детей:

  • собственную позицию;
  • самостоятельность и инициативность;
  • личное мнение.

Четвертая пятилетка – старше 15 лет

Пятнадцатилетние тибетцы считаются вполне самостоятельными людьми. Перевоспитать их уже не получится, родным и близким остается только наблюдать за вступлением во взрослую жизнь. В этом возрасте дети:

  • продолжают образование вне дома;
  • развиваются духовно.

К чему может привести несоблюдение правил воспитания?

Восточные мудрецы уверены, что нарушение тибетских традиций при воспитании ребенка зачастую приводит к отрицательным последствиям.

  1. Дети до пяти лет, к которым применялись телесные наказания и ограничение активности, учатся подчиняться более сильным личностям. А значит, есть риск, что такой ребенок попадет в плохую компанию.
  2. Потакая капризам пятилетнего ребенка, родители рискуют вырастить лентяя, пассивного человека, который не способен к созиданию, творчеству, достижению целей.
  3. Излишняя опека над подростками приводит к неуверенности, несамостоятельности и психологической зависимости от более самостоятельных сверстников.
  4. Неуважение к молодым людям после 15 лет часто приводит к разрыву отношений. Если не уважать сформировавшуюся личность, ребенок начнет бунтовать и может уйти из семьи.

Тибетские традиции: раннее развитие малыша

В отличие от европейских мам, тибетские не беспокоятся о раннем воспитании ребенка. По свидетельствам наших соотечественников, маленькие тибетцы развиваются очень неспешно. Например, начинают ходить они зачастую только в два года.

Многие дети, особенно в сельской местности, постоянно находятся в стесненном положении. Мать или другие родственники привязывают их к себе на спину и попутно занимаются хозяйственными делами.

Неудивительно, что крупная и мелкая моторика, а также речевые навыки формируются у тибетских ребятишек намного позднее, чем у юных европейцев.

Даже маленьких детей сложно представить без уважения к старшим. Малыш всегда знает, кто его родные и близкие, четко определяет, кто является главным в семье. Это чувство ребенок переносит и во взрослую жизнь.

В Тибете вы не увидите, чтобы тридцатилетний мужчина курил в присутствии родителей. Это табу!

Таким образом, для воспитания в тибетских традициях характерен минимализм. У подавляющего большинства малышей нет отдельных комнат, красок для рисования пальчиками, пластилина, конструкторов.

Зато у них есть большой простор для воображения и фантазии – целый мир внутри и за пределами домашних стен.

Безусловно, воспитание ребенка в тибетских традициях очень сложно воплотить в наших условиях. Однако в подобном методе есть свои сильные стороны и огромные преимущества, проверенные многовековой историей.

Возможно, прочитав нашу статью, вы пересмотрите взгляды на отношение к собственному чаду.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-vospitat-rebenka-v-tibetskix-tradiciyax

Тибетский взгляд на воспитание детей

Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи. Больше этим грешат «нежные и удивительные».

Первый период. Ребенку до 5 лет.
С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно.

В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы.

Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно вам надо?

Второй период. Возраст ребенка с 5 до 10 лет.
В это время с ребенком обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически).

В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного.

В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период. Возраст ребенка с 10 до 15.
Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность.

Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов.

В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период. Он уже не ребенок с 15 лет.
Относитесь к ребенку с уважением. Воспитывать уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.

Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

источник

Источник: https://ibigdan.livejournal.com/11931345.html

Тибетские правила воспитания детей – нам есть, чему поучиться! — Статьи на Pandaland

У молодых родителей возникают сотни вопросов на тему воспитания, на которые не хочется искать ответы «наугад». Не так просто решить, в каких ситуациях плохие проступки ребенка – чистая случайность, а когда ему просто необходимо вмешательство родителей.

Конечно, у каждых родителей свои методы воспитания, однако иногда полезно заглянуть в жизнь других народов и узнать, чем они лучше нас… Касательно детского воспитания особой популярностью пользуется тибетская система, которая разграничивает родительские методы воспитания строго по возрастам.

Они уверены, что только так можно воспитать умного, послушного и спокойного ребенка.

Итак, что можно, а что нельзя говорить малышу в 5 лет, какие правила нужно установить для десятилетнего ребенка, и что ни в коем случае нельзя запрещать в 15 лет? Как стать мудрым «тибетским» родителем, читайте в нашей статье.

Главное правило тибетского воспитания

В первую очередь, в тибетской семье под строгим запретом все виды наказаний – ни физических, ни моральных унижений не допускается.

Тибетские мудрецы не устают повторять, что единственная причина, по которой родители бьют детей – это из-за того, что те не могут дать сдачи.

Действительно, физическое наказание – это большая ошибка, урок ребенок не получит, зато запомнит, что прав тот, кто сильнее.

Теперь рассмотрим правила воспитания «по возрастам».

С рождения до 5 лет

Тибетские родители уверены, что с малышом до 5-летнего возраста нужно обращаться очень трепетно и заботливо, как с царем.

Кричать, ругать и запрещать они себе не позволяют, стараясь во всем соглашаться с маленьким непоседой.

Если кроха делает что-то опасное или нехорошее, родители просто делают испуганное лицо и издают удивленные возгласы, таким образом показывая, что они опасаются за него и ему лучше остановиться.

Читайте также:  Как определить, что ребенок готов к прикорму - 10 признаков

Почему такой запрет на детские ограничения? Именно в этом возрасте у детей закладывается любознательность и интересен к жизни, поэтому очень важно сохранить эту активность.

Также тибетцы поясняют, что в этот период малыши мыслят буквально, и разбив дорогую вазу они не поймут, почему мама так кричит – ведь ему неведомо, что такое работа и почему зарабатывать деньги непросто, а терять дорогие вещи грустно… Если вы решите наказать ребенка из-за такого проступка, он не поймет причину негатива, а лишь запомнит, что нужно подчиняться тем, старше и сильнее – поясняют тибетцы.

С 5 до 10 лет

Здесь тибетские родители переходят к другому методу воспитания – строгому контролю. Обращайся с ребенком «как с рабом», и следи за каждым его шагом. В этот период тибетцы не боятся ставить перед детьми самые разные задачи и требовать их выполнения. В случае проступка ребенка обязательно поучают и подчеркивают его провинность.

Известно, что в этом возрасте особенный акцент развития идет именно в интеллектуальной сфере. Родители прилагают все усилия, что ребенок научился прогнозировать реакцию людей на те или иные поступки, старался вызывать к себе лишь положительное отношение и всеми путями избегал негативного.

Тибетцы напоминают, что детей этого возраста нужно буквально «нагружать» знаниями, чтобы они росли умными и стремились к новым знаниям.

С 10 до 15 лет

С 10 до 15 лет родители должны обращаться с ребенком, как с равным. Тибетцы делают  акцент воспитания в этом возрасте на доверие к подростку, во всем поощряя его самостоятельность. Они стараются во всем спрашивать совета у ребенка, активно интересуются его мнением в разных вопросах и стараются не решать ничего за него.

Тибетские родители словно тренируют свою волю, обучаясь давать советы и подсказки незаметно, иногда позволяя себе форму обсуждения. Прямые запреты – то, что нельзя использовать в воспитании подростка, утверждают они. Если он совершает ошибку, попробуйте напомнить о негативных последствиях, чтобы он сам мог принять правильное решение.

В этот период у детей формируется самостоятельность и независимость мышления.

С 15 лет и старше

С ребенком этого возраста тибетские родители обращаются с уважением. Они считают, что воспитывать его уже поздно, и поведение, направленное на них и других – это плоды их же трудов, так что с ними приходится смириться.

Почему тибетские родители считают другие системы воспитания большой ошибкой?

  • По их мнению, подавляя кроху в раннем возрасте до 5 лет, родители невольно подавляют его жизненную активность и приучают к беспрекословному подчинению грубой воле.
  • Если с ребенком в возрасте от 5 до 10 лет быть чересчур заботливыми и чувствительными он вырастет инфантильным человеком, который откажется стремиться к духовному развитию и будет стремиться избегать любой труд.
  • Излишне опекая десятилетнего ребенка, вы будете мешать его уверенности в себе, из-за чего в будущей жизни он будет зависимым от кого-нибудь, и практически любой человек сможет повлиять на его решения.
  • Неуважение подростка старше 15 лет может привести к длительному разладу между детьми и родителями, при таком воспитании дети стараются уйти из родного дома как можно быстрее.

Дорогие родители! Возможно, эти правила покажутся вам слишком радикальными, но в некоторых моментах обязательно следует прислушаться к тибетским мудрецам, чтобы воспитать полноценно развитого человека. Но и полностью поддаваться чужим рекомендациям не стоит, прислушайтесь к своей чуткой родительской интуиции и принимайте правильные решения

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/tibetskie-pravila-vospitaniya-detej-nam-est-chemu-pouchitsya

Воспитание ребенка: Тибетские правила воспитания, которые стоит прочесть!

Воспитание ребенка – это очень непростое занятие. К тому же, это занятие не на день и не на два, а, как минимум, на пару десятков лет. Наверное, нет ни одного родителя, который бы не задавался вопросом – как правильно воспитывать своего ребенка. Предлагаем вашему вниманию основные правила тибетского воспитания.

Возможно, следует прислушаться к этим мудрым советам, чтобы вырастить гармонично развитую личность.

То, с чего следует начать – запомните раз и навсегда, что ни в коем случае не следует бить и унижать ребенка. Единственная причина, по которой детей бьют – то, что малыши не могут дать сдачи. Согласитесь, это подло.

Первый период: до 5 лет.

С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно. В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни.

Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы. Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

Второй период: с 5 до 10.

В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект.

Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного. В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период: с 10 до 15.

Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами.

Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов. В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период: с 15 лет.Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев. Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.

Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

P.S.Понравился этот пост? Тогда поделись с друзьями и поддержи нас в соцсетях.

Источник

Источник: https://killtime.su/semya/vospitanie-rebenka-tibetskie-pravila-vospitaniya-kotorye-stoit-prochest.phtml

Тибетский взгляд на воспитание детей

Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа

Основные правила тибетского воспитания:

Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно.

В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы.

Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически).

В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного.

В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность.

Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов.

В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

– Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

– Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.

– Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

– Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Источник: http://fit4brain.com/4337

Тибетское воспитание детей — Психология жизни

Дети не могут себя защитить, дать сдачи своему обидчику, тем более, если им является взрослый близкий человек. Этой беззащитностью и детской слабостью пользуются те родители, которые не умеют найти правильные слова для нравоучений, да и вообще не знают элементарных гуманных основ воспитания детей. Последствия жестокого обращения с детьми

До 5 лет с ребёнком нужно обращаться как с царём, никаких запретов

Но это вовсе не значит, что детям во всём следует потакать. Тибетский взгляд на воспитание детей учит нас вовсе не этому. Приблизительно в пятилетнем возрасте ребёнок очень активен, любознателен, таким образом он всячески проявляет интерес к жизни, ко всему окружающему.

И зачастую маленький ребёнок делает что-то опасное, в таком случае родители стараются максимально отвлечь его от источника опасности. Рекомендуют сделать испуганное лицо или издать испуганный возглас. Такая эмоциональная реакция тибетских родителей эффективнее любого наказания или запрета, к которым мы так привыкли.

Тибетский взгляд на воспитание учитывает психологические особенности возраста

С точки зрения возрастной психологии пятилетний ребёнок ещё не способен выстраивать длинные логические цепочки, делать какие — либо умозаключения и выводы. И когда наши родители начинают ругать или наказывать маленького кроху за испорченную или сломанную вещь, они совершают огромную ошибку в его воспитании. Ошибки родителей в воспитании подростков

Ведь всяческое наказание в этом возрасте ребёнок воспринимает как подавление с позиции силы. Таким образом вы научите своё чадо отнюдь не бережному отношению к вещам, а подчиняться тому, кто сильнее. Принципы ненасилия в семье

Тибетское воспитание детей. В 5 — 10 лет с ребёнком нужно обращаться «как с рабом»

В этом возрасте активно развивается мышление. Здесь важно ставить перед своим ребёнком посильные задачи и корректно требовать их выполнения. Научите своего ребёнка прогнозировать последствия его поступков. Необходимо стимулировать его к такому поведению, которое бы вызывало положительное отношение к нему и учиться избегать проявления отрицательного.

Как воспитывать ребёнка с 10 до 15 лет? Как вести себя с подростком? Тибетское воспитание детей советует общаться с ним как с другом

В этом возрасте активно формируется самостоятельность и независимость мышления ребёнка. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте его самостоятельность.

Свою волю вы можете ему навязать в процессе обсуждения, уместными подсказками и здравыми советами.

Если вам что-то не нравится, то акцентируйте внимание подростка на негативных последствиях данного решения, избегая прямых запретов и нравоучений.

Уже начиная с 15 лет постарайтесь относиться к своему ребёнку с уважением. Воспитывать его уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Тибетское воспитание детей и последствия несоблюдения правил

— Если подавлять ребёнка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни. Тем самым приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. И возможно даже сделаете из него лёгкую жертву для манипуляторов. Почему ребёнок не слушается?

— Если вы будете продолжать во всём потакать ребёнку после пяти лет, то скорее всего он вырастет инфантильным, не способным к труду, слабовольным человеком.

— Если вы будете опекать ребёнка, как маленького после десяти лет, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное правильное влияние. Что означает любимый цвет вашего ребёнка?

— Наконец, если вы не научитесь уважать ребёнка после 15, то вскоре это неуважение проявится взаимно и ребёнок будет искать повод уйти из семьи при первой же возможности.

Источник: http://psylive.com.ua/podrostkovyy-vozrast/tibetskoe-vospitanie-detey.html

Тибетская мудрость в воспитании детей

Тибетское воспитание детей отличается от привычного нам. Тибетцы не ломают детскую психику, не стремятся получить послушного члена общества потребления – они стремятся сделать так, чтобы ребенок вырос счастливым, цельным, самодостаточным человеком. Гармоничное воспитание ребенка – вот чему стоит нам поучиться у жителей Тибета.

Правила воспитания детей в Тибете запрещают телесные наказания, а также крик. Это очень важно. Взрослые не должны самоутверждаться за счет детей.

Читайте также:  Валерьянка кормящей маме - не повредит ли малышу?

Все воспитание детей в Тибете делится на несколько периодов.

До 5 лет

С ребенком, пока он не достигнет 5 лет, обращаются «как с царем».

Ему не запрещают ничего, но если он делает что-то нежелательное, его отвлекают, перехватывают внимание, или же демонстрируют испуг, чтобы ребенок понимал, что это делать нельзя, потому что это опасно.

Ребенок до 5 лет развивает любознательность и интерес к жизни, активность, у него пока еще не очень развита логика, он понимает только прямые связи – поэтому объяснять ему нужно все максимально просто.

Если в это время ребенка подавлять, его интерес к жизни, интеллект, любознательность будут страдать. Зато будет развиваться привычка бездумного подчинения и пассивности.

С 5 до 10 лет

В этот период жизни тибетское воспитание детей рекомендует обращаться с ребенком «как с рабом». Это не значит унижать его и издеваться. Но перед ним следует ставить задачи и строго требовать, чтобы он их выполнял.

За невыполнения нужно наказывать, но не криком или битьем, а, например, лишением каких-то привилегий, удовольствий. В это время ребенок учится видеть причинно-следственные связи, начинает осознавать чувство ответственности, учится дисциплине.

Если не быть строгим с ребенком в это время, он может вырасти инфантильным, эгоистичным, безответственным.

С 10 до 15 лет

В это время тибетцы обращаются с ребенком как с равным, но не на равных.

Вы имеете больше знаний, опыта, но ребенок в этом возрасте обретает самостоятельность и ценность, становится личностью, поэтому очень важно советоваться с ним, объяснять ему свои решения, принимать во внимание его мнение.

Избегайте прямых запретов, стараясь воздействовать на поведение ребенка советами, объяснениями, опытом. Ваш ребенок в это время формирует самостоятельность, поэтому излишне строгое обращение навредит его дальнейшей личности, но оставлять его без контроля пока еще рано.

После 15 лет

Теперь вы на равных с ребенком. Он – плод ваших усилий, результат ваших стараний. Уважайте его. Без вашего уважения связь между вами и вашим ребенком быстро оборвется, и он покинет вас.

Но самое главное – любите свое дитя, потому что зачем же еще мы появляемся в этом мире, как не для того, чтобы подарить ему величайшее из чудес – нового человека!

Также предлагаем вам посмотреть видео о воспитании детей.

С Благодарностью,Всегда Ваш, Happylifeguide!

Если Вы хотите получать ещё больше интересных материалов, помогите нашему проекту. Спасибо!

Источник: http://happylifeguide.ru/post/tibetskaya-mudrost-v-vospitanii-detey

Тибетские правила воспитания ребёнка

Эта статья расскажет вам о тонкостях воспитательного процесса, помогающих сформировать независимого человека, который с уважением относится к родителям.

Главные правила воспитания детей от мудрых тибетцев:

Необходимо усвоить, что унижения и физические наказания не допускаются.
Помните, что ударить ребёнка, который не может дать сдачи — низкий поступок.

Воспитание в возрасте до 5 лет

В этот период обращайтесь с вашим чадом, «как с королём». Вместо запретов рекомендуется использовать отвлечение. Если ребёнку грозит опасность из-за его действий, сделайте перепуганное выражение лица и вскрикните. Ребёнок отлично поймёт такой сигнал. В этот период детства закладываются любопытство, привычка активно участвовать в событиях.

Ребёнок ещё не может понимать сложные логические связи. К примеру, он разбил ценную статуэтку. Он не поймёт, что она стоит приличную сумму, что вам пришлось на неё зарабатывать. Всё, что он будет в состоянии понять — это то, что его подавили наказанием. В результате он научится не аккуратности, а примитивному подчинению.

Воспитание в 5–10 лет

В этот отрезок детства тибетцы рекомендуют обращаться со своим ребёнком, «словно с рабом». Необходимо выдавать ему задания и ожидать их исполнения.

В случае невыполнения поставленной задачи можно наказывать (только не физическим методом). В этот период времени происходит развитие ума. Это означает, что ребёнку необходимо научиться предвидеть отношение других к его действиям.

В течение этого времени не стесняйтесь давать ребёнку как можно больше знаний.

Воспитание в 10–15 лет

В этом возрасте обращайтесь с вашим чадом, как с равным. В решении важных вопросов учитывайте его мнение. Не навязывайте свои решения. Гораздо лучше будет помочь ребёнку советом или подсказкой. Если вы чем-то недовольны, постарайтесь не использовать категоричные запреты. В этот отрезок времени закладывается способность независимо принимать решения, а также самостоятельность.

Воспитание после 15 лет

Проявляйте к ребёнку должное уважение. Начинать воспитание в этот период уже поздно. Теперь вам остаётся только радоваться, если вы были хорошим воспитателем в более ранние периоды.

К чему может привести нарушение указанных правил?

Если вы практикуете подавление ребёнка в возрасте младше 5 лет, то рискуете лишить его живого ума, любознательности, активности. У него может возникнуть плохая привычка — бездумно слушаться более сильного человека. Таким образом, ребёнок может стать лёгкой добычей для хулиганов и обманщиков.

Если вы собираетесь все разрешать ребёнку после достижения 5-летнего возраста, то в итоге получите инфантильную личность, не склонную к волевым усилиям и работе над собой.

Если вы будете относиться к ребёнку старше 10 лет, как к несмышлёному младенцу, то он сформируется в неуверенного в себе, полагающегося на более независимых друзей, человека.
Если вы собираетесь неуважительно относиться к ребёнку в возрасте старше 15 лет, то не ждите, что он примет такую ситуацию. Скорее всего, он при любой возможности покинет вас.<\p>

Источник: https://www.epochtimes.ru/tibetskie-pravila-vospitaniya-rebyonka-98946723/

Тибетский подход к воспитанию детей

Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

Больше этим грешат «нежные и удивительные».

С ребенком нужно обращаться как с царем. ЗАПРЕЩАТЬ ничего нельзя. Только отвлекать.

Если он делает что-то опасное, то сделать

испуганное лицо и издать испуганный возглас.

Ребенок такой язык понимает прекрасно.

В это время закладывается активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу.

Ребенок не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать и заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы.

В результате, Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее.

                                                                                Второй период с 5 до 10.

В это время с ребенком обращаться «как с рабом».<\p>

Ставить перед ним задачи и

требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически). В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявление отрицательного.
В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

                    Третий период с 10 до 15.

Как воспитывать ребенка в этот период?Как с ним обращаться?

Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным»,
т.к вы все равно имеете больше опыта и знаний

Советуетесь с ним по всем важным вопросам, предоставляете и поощряете самостоятельность. Свою волю навязываете в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если вам что-то не нравится, то акцентируете его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов.
В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

— Последний период с 15 лет.

Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно и вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

— Если подавлять ребенка до 5 лет, то вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект, иммунитет.
Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

— Если вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, не способным к труду и вообще к духовным усилиям.

— Если вы будете опекать ребенка, как маленького после 10, то ребенок вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

— Если вы не будете уважать ребенка после 15, то он вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

2 марта 2013 stranik2010 Жизнь

Источник: http://stranik2010.livejournal.com/85477.html

Почему 90-летний дед и сегодня пошел бы служить

Источник: https://trishurupa.ru/content/tibetskiy-podkhod-k-vospitaniyu-detey.html

Тибетские принципы воспитания детей

Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа

Полезные навыки, помогающие вырастить полноценную и самодостаточную личность, уважающую своих родителей. Нам есть чему поучиться у этого мудрого народа

Основные правила тибетского воспитания:

– Самое важное — никаких унижений и телесных наказаний. Единственная причина, по которой бьют детей – они не могут дать сдачи.

– Первый период: до 5 лет. С ребенком нужно обращаться «как с царем». Запрещать ничего нельзя, только отвлекать. Если он делает что-то опасное, то сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Ребенок такой язык понимает прекрасно.

В это время закладываются активность, любознательность, интерес к жизни. Ребенок еще не способен выстраивать длинные логические цепочки. Например, он разбил дорогую вазу. Он не понимает, что для покупки такой вазы нужно много работать, заработать денег. Наказание он воспримет как подавление с позиции силы.

Вы научите его не бить вазы, а подчиняться тому, кто сильнее. Оно Вам надо?

– Второй период: с 5 до 10. В это время с ребенком нужно обращаться «как с рабом». Ставить перед ним задачи и требовать их выполнения. Можно наказывать за невыполнение (но не физически).

В это время активно развивается интеллект. Ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки, вызывать положительное отношение к себе и избегать проявления отрицательного.

В это время не бойтесь нагружать ребенка знаниями.

– Третий период: с 10 до 15. Как с ним обращаться? Как с равным. Не на равных, а именно «как с равным», так как Вы все равно имеете больше опыта и знаний. Советуйтесь с ним по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность.

Свою волю навязывайте в «бархатных перчатках» в процессе обсуждения, подсказками, советами. Если Вам что-то не нравится, то акцентируйте его внимание на негативных последствиях, избегая прямых запретов.

В это время формируется самостоятельность и независимость мышления.

– Последний период: с 15 лет. Относитесь к нему с уважением. Воспитывать ребенка уже поздно, и Вам остается только пожинать плоды своих трудов.

Какие же последствия может вызвать несоблюдение этих правил?

– Если подавлять ребенка до 5 лет, то Вы подавите его жизненную активность, интерес к жизни, интеллект. Приучите его бездумно и привычно подчиняться грубой силе. Сделаете из него легкую жертву для всякого рода негодяев.

– Если Вы будете продолжать сюсюкать после 5, то ребенок вырастет инфантильным, неспособным к труду и вообще к духовным усилиям.

– Если Вы будете опекать ребенка как маленького после 10, то он вырастет неуверенным, будет зависимым от более самостоятельных друзей, которые не всегда могут оказывать нужное влияние.

– Если Вы не будете уважать ребенка после 15, то он Вам этого не простит и уйдет навсегда при первой возможности.

Фото — bm.img.com.ua

По материалам — fit4brain.com

Источник: https://www.navolne.life/post/tibetskie-principy-vospitaniya-detej

Традиции воспитания и образования в тибете

Среди тишины и необъятного безмолвия проживает порядка 6 млн человек, большая часть которых оторвана от жизни остального мира и сосредоточена на собственном выживании и простой жизни в своих традициях, в попытках их сохранить, а также сохранить себя как нацию после того, как Тибет был оккупирован Китаем и насильно присоединен к КНР.

В Тибете время идет иначе. Иногда кажется, что там его попросту нет.

Безмолвные горы стоят веками, не двигаясь и не изменяя формы, молитвенные флажки развиваются на ветру в самых неожиданных местах, куда невозможно забраться человеку; огромная территория, на которой никто не живет и в течение нескольких часов езды на машине можно не встретить ни души.

Среди этой тишины и необъятного безмолвия проживает порядка 6 млн человек, большая часть которых оторвана от жизни остального мира и сосредоточена на собственном выживании и простой жизни в своих традициях в попытках их сохранить, а также сохранить себя как нацию после того, как Тибет был оккупирован Китаем и насильно присоединен к КНР.

Тибетские семьи обычно очень большие. Часто половину тибетской деревни составляют родственники, а семьи и по сей день стараются иметь как можно больше детей (за исключением городов, где детей немного). Нянькой в тибетской семье может стать любой: первое время это, конечно, мама.

Иногда очень быстро она заменяется бабушкой (тетей или сестрой по ситуации). В тибетской семье вообще многие люди заменяются – когда семья большая, то ребенок может пойти в школу не в родном городе, а там, где живут родственники.

У нас тоже много подобных примеров, когда детей растят бабушки, пока мама работает.

В тибетской деревне работы всегда много – поле, огород, скот, строительство. Женщины участвуют во всем, и все равно первым базовым человеком, который заботится о ребенке, остается мама: привязывает малыша за спину – и вперед, в поле! Жаловаться в тибетской семье совсем не принято.

Очень часто, например, у кочевников на женщине лежит огромная часть работы по дому (за юртой), в то время как мужчины уходят из дома и пропадают месяцами неизвестно где (раньше мужчины выполняли свои обязанности – охотились, а в современном Тибете кочевников пытаются переселять в дома и запрещают им вести кочевой образ жизни, поэтому мужчины проводят много времени в городе в безделье – в кабаках, за азартными играми, и не знают, куда себя деть).

После мамы в вопросе ухода за ребенком стоят бабушка или старшие братья-сестры (старость приходит к тибетцам рано, старики бывают уже ни на что не способны и сами требуют ухода). Ребенка могут отдать в другую родственную семью – в ту, где никак не получается зачать, или где одни только девочки. Ребенок не уходит из семьи, но растет у других «родителей».

Малыши-дошколята много времени проводят дома. Традиции «гулять по 6 часов» в Тибете возникнуть не могло, так как люди до недавних пор жили в простых деревенских (каменных) домах или юртах. Дети гуляют вместе с родителями, когда те отправляются по делам.

Читайте также:  12 советов по воспитанию уверенного в себе ребенка

Ползающих малышей могли привязывать к чему-нибудь, чтобы с ними не случилось беды. Однажды я видела привязанного к косяку двери малыша – его мама работала воспитательницей в детском саду и брала ребенка с собой на работу. Чтобы приглядывать за другими, своего она привязывала.

Это не считается «жестоким обращением» — ребенок мог ползать в радиусе 5 метров, зато ничего плохо с ним случиться не могло.

О раннем развитии малышей тибетцы не беспокоятся. То ли это азиатская природа, то ли условия жизни – но тибетские малыши очень долго и неспешно развиваются. Если ребенок ходит в два года, все удивляются и охают: «Ах, какой шустрый!» Поэтому когда моя дочь бегала в свои 10 месяцев среди тибетцев, они не могли поверить в ее возраст и по сто раз переспрашивали: «Сколько, сколько ей? Два? Три?»

Тибетские родители были уверены, что мы много занимаемся с детьми, как-то особенно о них заботимся, делаем массажи. Но мне кажется, что скорость развития заложена генетически – тибетские малыши никуда не торопятся.

Тибетские детишки к тому же очень спокойные. Может, от того, что их постоянно носят на руках, может, от того, что залюбливают и зацеловывают, но они сидят себе спокойно на руках или в коляске, смотрят, что происходит вокруг, и даже не пугаются, когда отправляются в путешествие «по рукам».

Мелкая моторика и речь развиваются у них так же, как и ползание, чуть медленнее, но на это никто особо не обращает внимания.

Дети часто находятся в стесненном положении (например, когда их привязывают на спину к старшему брату и тот носит малыша весь день), и вероятно, поэтому у них не возникает такого рвения делать все самостоятельно из-за отсутствия этой возможности, и они спокойно живут в своем традиционном медленном тибетском ритме – в вечности, как говорил мой преподаватель истории в институте, рассказывая о разнице в менталитете европейцев и азиатов.

Тибетские родители, при всей своей огромной любви к детям, не так сильно к ним привязаны. Они любят их очень сильно, но… как-то спокойнее что ли. Сейчас выходит много статей и книг на тему «Как любить детей?» Тибетцам это не нужно. Если вы видели фильм «Малыши», там это очень отчетливо видно – такая любовь-забота, но без лишнего давления и без полной концентрации внимания на ребенке.

Физические наказания для малышей неприемлемы совсем. Однако я знаю, что в школе детей могут бить за непослушание. Интересно, что, вспоминая об этом, мой друг не испытывал сожалений и говорил: «Мы это заслуживали. Я не в обиде на учителей! Зато родители никогда меня не били!»

Уважение к старшим у тибетцев возникает очень рано. Ребенок всегда знает, из какой семьи он произошел, кто его родственники, четко определено, кто старший в семье. Взрослые тибетцы испытывают благоговейный страх перед своими родителями: «Мне 30 лет, но я не могу допустить, чтобы отец видел, как я курю. Отец может меня даже в этом возрасте побить за курение!»

Тибетских детей не принято баловать игрушками и вещами. У традиционных тибетцев даже дни рождения не отмечают. Существует единственный праздник для всех — «Лосар», Новый год (тот, что китайский). На этот праздник принято дарить много подарков, всем членам семьи покупают новую одежду.

Так что тибетские дети растут в минимализме. У них нет своей комнаты, игр со взрослыми, пальчиковых красок и пластилина (современные и городские тибетские дети уже начинают знакомиться с этими новшествами, но их родители искренне удивляются, держа пластилин в руках), зато у них есть огромный простор для фантазии – весь мир внутри и за пределами их дома.

Дети, выросшие в деревнях, и дети-кочевники очень близки к природе. Дети, растущие в городе, очень близки с телевизором и компьютером (если есть). Если компьютера нет – то есть интернет-кафе, куда они с удовольствием ходят.

Тибетские дети однажды поразили меня до глубины души: у ребят лет восьми были ролики, одна пара на двоих, и кататься одному было скучно. Поэтому они разделили их поровну, и каждый катался на своем одном ролике. Иногда что-то из «шамбалы» проявляется в них – какое-то равнодушие к вещам и внутренняя глубина, как будто в своих темных глазах они прячут бескрайние просторы гор Тибета.

Ужасает меня в тибетцах то, что открывшись миру, они абсолютно, что называется на слэнге, не умеют «фильтровать» плохое, выделяя его из хорошего и полезного.

Например, в том, что касается еды: по дороге из школы и детского садика, малыши успевают накупить столько всяких дешевых жвачек и конфет, что потом жалуются на животы, а родители лишь руками разводят.

Однако, насколько мне известно такая же ситуация наблюдается во многих азиатских (и не только) странах, где цивилизация есть уже давно (Китай, Таиланд, Япония).

В тибетской деревне нет детского сада, часто там нет даже школы. Школа чаще всего находится далеко, и чтобы в нее попасть проще отослать ребенка жить к родственникам (которые просто обязательно там найдутся.

Иногда кажется, что весь Тибет – это поселение членов одной, от силы двух семей!) Тибетцы привыкли, что в школу ребенок не уходит, а уезжает в нее и живет там до ее окончания.

Тибетцы чаще всего получают начальное образование (наши девять, а то и только 6 классов), для поступления в институт нужно 11 классов и желательно не сельской школы. Так как Тибет находится в состоянии оккупации, Китай ввел свои правила преподавания и дети изучают китайский, как первый язык.

Тибетский язык отошел на второй план и часто не изучается вовсе. Это смущает многих учеников, и как следствие – многие остаются неграмотными. Они умеют говорить, но писать и читать на родном языке не умеют, или делают это очень плохо.

Для тибетцев в Тибете открыты далеко не все двери: получить хорошее образование очень сложно и дорого. Да часто оно и не нужно: получив образование, тибетцам в Тибете очень сложно найти работу, потому что они – тибетцы.

Предпочтение всегда будут отдавать китайцам или тибетцам, чьи семьи зарекомендовали себя на госслужбе (опять же, «на стороне» китайцев).

В любом случае, для хорошей работы в Тибете тибетцы должны в совершенстве знать китайский язык.

В поселениях тибетцев, например, на севере Индии, в Дарамсале (штат Химачал Прадеш) тибетцы частично заимствовали индийскую систему образования (которая в свою очередь была заимствована у англичан).

Малыши идут в ясли с 1,5 лет. Им так же тяжело отправляться туда, как и любым малышам. У них есть свои периоды адаптации, но они по природе своей более спокойные, быстро привыкают и меньше плачут. (Есть и исключения – подружка моей дочки ревела каждый день первые полгода, хотя жила на соседней улице и мама работала там же).

В яслях день начинается с переклички, а потом… Потом дети просто пребывают там. С ними не проводят никаких занятий. Они сидят в комнате, когда на улице холодно и идет дождь, и идут гулять, когда светит солнышко.

В детском саду дети называют воспитательниц «А-ма», «мама» по-тибетски. Мне кажется, это отражает их видения мира: в буддизме считается, что все живые существа когда-то были нашими родителями, а особое почтение отдается матерям, так как они проявляют большую самоотверженность при воспитании детей и жертвуют собой ради них.

С 3-4 лет начинается детский садик с подготовкой к школе – изучают алфавит, основы счета, учат стихи и молитвы, развивают мелкую и крупную моторику. Там же с детьми занимаются общим развитием – рисованием, играми на логику и подвижными играми, изучают игру на традиционных инструментах и традиционные танцы.

После садика начинается школа и, как принято и в Тибете, часто дети остаются все время там же, при школе, даже если родители живут в соседней деревне или городе. Для тибетцев школы бесплатные, они спонсируются фондами и иностранцами.

Кроме школьных предметов, дети занимаются дополнительно – пением, игрой на музыкальных инструментах, рисованием (танкописью, Танка – это буддийская икона), ходят на учения Далай Ламы и других лам, ездят на экскурсии, играют в футбол, ходят на концерты. Наравне с ними в школах живут дети, чьи родители прислали их из Тибета обучаться в Дарамсале, и те, у кого нет родителей.

Отдельно скажу о детдомах. В Тибете, до прихода Китая, детдомов не было. Дети, оставшиеся без родителей, распределялись по родственникам и знакомым. Сейчас в Дарамсале есть детские дома. Они построены по принципу семьи – в каждом доме есть мама, которая живет с детьми до их совершеннолетия. Она воспитывает примерно 10-15 детей, столько же, сколько детей бывает в обычной тибетской семье.

Тибетцы носят школьную форму, такую же, как индийские ученики – в каждой школе своя форма, цвет и символика. В горах дети всегда носят шерстяные штаны и обязательно подштанники, так как в Азии принято сидеть на полу, а он всегда холодный. (В детских садах сидят на подушках, в школах – за партами, но и на полу иногда приходится посидеть).

Минус тибетской образовательной системы – традиционность и устаревшие методы.

Его Святейшество Далай Лама XIV, как негласный лидер современных тибетцев, неоднократно поднимал этот вопрос, призывая пересмотреть способы обучения детей, которые не менялись с начала 20 века.

Современные тибетцы постепенно пересматривают свои подходы, однако им нелегко это дается, их традиционность иногда мешает им мыслить шире.

Тем не менее, современные тибетцы (за пределами Тибета) имеют намного больше возможностей для получения образования. В поселениях беженцев существует множество волонтерских программ для изучения иностранных языков, и, конечно, многое зависит от самих учеников – при желании и везении, они поступают в институты в Индии и продолжают свое обучение.

В поселениях для беженцев существует такое явление как школы для взрослых. Там обучаются тибетцы, недавно пришедшие из Тибета.

В этих школах они изучают английский язык и основы работы на компьютере, что дает им шанс получить специальность.

Многие возвращаются обратно в Тибет и продолжают работать там, хотя это и связано с определенной опасностью, которая грозим им при переходе границы из и в Китай.

Тибетский язык относится к сино-тибетской языковой семье. Хотя в эту семью не входит хинди, но письменный тибетский частично был заимствован именно оттуда после прихода в Тибет буддизма (в тибетском языке такие же подписные буквы, как и в санскрите, и на китайский он совсем не похож).

Многие считают, что тибетского языка не существует вовсе, а если и существует, то буквы выглядят как китайские иероглифы. Так вот, оба эти утверждения неверны. Тибетский – самостоятельный язык, на котором на данный момент говорит около 6 млн. человек (по данным википедии).

В самом Тибете распространены разные наречия тибетского, выделают три основных, на которых говорят в трех округах: Лхаса (центральный Тибет, «государственный язык»), диалекты округов Амдо и Кхам.

Несмотря на то, что все эти диалекты являются разговорными формами одного и того же письменного языка, люди из разных округов не понимают друг друга.

Тибетцы, приезжающие на аудиенцию Далай Ламы в Дарамсалу, слушают его речь в наушниках с переводчиком, так как Далай Лама говорит на лхасском диалекте.

Проблема тибетского языка на сегодняшний день состоит в разобщенности нации в целом. Поселения тибетских беженцев существуют во всех странах Европы, в США, Австралии, Индии и в азиатских странах.

Тибетский распространен на севере Индии и получил «новую жизнь» в связи с включением в язык заимствованных слов из хинди и английского (а так же особой формы индийского английского «хинглиша»). В северных частях Индии, в Ладакхе, Занскаре, Ле говорят на другом «тибетском», вводят новые буквы для быстроты письма.

Сами тибетцы говорят о необходимости реформы языка (в тибетском целое предложение будет записано под одной чертой, в отличие от хинди, где одна черта соединяет буквы лишь в одном слове, и сами тибетцы признаются, что это усложняет им жизнь).

Таким образом, в каждой местности тибетский язык приобретает свое наречение – в Индии – индийское, в Китае — китайское, в Непале – непальское, в США и Европе забывается, так как дети растут в другой языковой среде. Молодежь, родившаяся в Индии и получившая образование на хинди и английском языках в престижных индийских институтах или в Европе, хоть и говорит на тибетском (на слэнге), но не умеет читать и писать.

Ситуация с тибетским языком, как и с тибетцами, на данный момент плачевная. Если язык не развивается, он умирает, а развиваться в условиях раскиданной по планете тибетской нации, очень сложно. Какое там развиваться – на данный момент многие пытаются его хотя бы сохранить. Его, тибетский язык, и самих тибетцев, пока их не занесли в Красную книгу.

Источник: https://letidor.ru/otdyh/tradicii-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-tibete.htm?full

Ссылка на основную публикацию